Советы логопеда
- Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15–20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
- Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
- Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
- Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
- При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
- Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
- Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Как работать со звуком
- Проговорите звук совместно с ребенком.
- Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
- Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
- Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
- Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
- Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
- В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
- Придумайте игры со звуком, над которым работали.
- Проговорите речевой материал на этот звук.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.
Окошко
- широко открыть рот — «жарко»
- закрыть рот — «холодно»
Чистим зубки
- улыбнуться, открыть рот
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы
Месим тесто
- улыбнуться
- пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»
- покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Чашечка
- улыбнуться
- широко открыть рот
- высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
Дудочка
- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Заборчик
- улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Маляр
- губы в улыбке
- приоткрыть рот
- кончиком языка погладить («покрасить») нёбо
Грибочек
- улыбнуться
- поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
- присосать широкий язык к нёбу
Киска
- губы в улыбке, рот открыт
- кончик языка упирается в нижние зубы
- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
Поймаем мышку
- губы в улыбке
- приоткрыть рот
- произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
Лошадка
- вытянуть губы
- приоткрыть рот
- поцокатъ «узким» языком (как цокают копытами лошадки)
Пароход гудит
- губы в улыбке
- открыть рот
- с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»
Слоник пьёт
- вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»
- «набирать водичку», слегка при этом причмокивая
Индюки болтают
- языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»
Орешки
- рот закрыт
- кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
- на щеках образуются твердые шарики — «орешки»
Качели
- улыбнуться
- открыть рот
- кончик языка за верхние зубы
- кончик языка за нижние зубы
Часики
- улыбнуться, открыть рот
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Блинчик
- улыбнуться
- приоткрыть рот
- положить широкий язык на нижнюю губу
Вкусное варенье
- улыбнуться
- открыть рот
- широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу
Шарик
Гармошка
- улыбнуться
- сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
- не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Барабанщик
- улыбнуться
- открыть рот
- кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ…»
Парашютик
- на кончик носа положить ватку
- широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
Загнать мяч в ворота
- «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
- дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
Дыхательная гимнастика
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста — умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.
Основные параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала — звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.
Игры, которые развитию фонематического слуха: «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи
Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.
Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один — много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».