Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Советы логопеда

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15–20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
  • Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Окошко

  • широко открыть рот — «жарко»
  • закрыть рот — «холодно»
 

Чистим зубки

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы
 

Месим тесто

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
 

Чашечка

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
 

Дудочка

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
 

Заборчик

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
 

Маляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить («покрасить») нёбо
 

Грибочек

  • улыбнуться
  • поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу
 

Киска

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
 

Поймаем мышку

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
 

Лошадка

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ «узким» языком (как цокают копытами лошадки)
 

Пароход гудит

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»
 

Слоник пьёт

  • вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»
  • «набирать водичку», слегка при этом причмокивая
 

Индюки болтают

  • языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»
 

Орешки

  • рот закрыт
  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
  • на щеках образуются твердые шарики — «орешки»
 

Качели

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы
 

Часики

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
 

Блинчик

  • улыбнуться
  • приоткрыть рот
  • положить широкий язык на нижнюю губу
 

Вкусное варенье

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу
 

Шарик

  • надуть щеки
  • сдуть щеки
 

Гармошка

  • улыбнуться
  • сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
  • не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
 

Барабанщик

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ…»
 

Парашютик

  • на кончик носа положить ватку
  • широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
 

Загнать мяч в ворота

  • «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
  • дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
 

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста — умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные параметры правильного ротового выдоха:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи — это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала — звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые развитию фонематического слуха: «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один — много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявка на прием

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.